- Московский автомобильный завод
- МОСКÓВСКИЙ АВТОМОБИ́ЛЬНЫЙ ЗАВÓД им. И. В. Сталина (ЗИС; с 1956 им. И. А. Лихачёва, ЗИЛ), осн. в 1916 как з-д АМО. В 1940 з-д выпускал 188, в 1-м квартале 1941 209, в июне 1941 237 автомобилей в день. С нач. войны наряду с ростом произ-ва грузовых автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-6, мотоциклетных моторов М-72 з-д стал наращивать выпуск оборонной продукции (миномёты, взрыватели для мин, мины, снаряды, детали реактивных снарядов, механизмы зен. пушки К-72, узлы пулемёта ДШК, поковки автоматич. винтовки 5 наим., поковки траков для танков KB, противотанк. ежи, сапёрные лопатки, щиты, бронешлемы, автоматы системы Шпагина ППШ); производил также ремонт танков. Во главе гигантской перестройки работы з-да на воен. лад стоял директор И. А. Лихачёв. В 1941 часть оборудования ЗИС была эвакуирована на Урал и в Поволжье, где на его базе за короткий срок были созданы Миасский автомоторный з-д (с 1944 Уральский автомобильный завод), Челябинский кузнечно-прессовый з-д, Шадринский автоагрегатный з-д и Ульяновский автомобильный завод. В 1942 ЗИС был частично реэвакуирован и в кооперации с уральскими з-дами начал выпуск грузового автомобиля воен. времени ЗИС-5В, а также полугусеничных автомобилей ЗИС-42. В 1943 на з-де был восстановлен законченный цикл произ-ва автомобилей (возобновлено изготовление моторов). Всего за годы войны ЗИС выпустил 100 тыс. грузовых автомобилей, на фронт отправлялись сотни эшелонов с вооружением. В 1945 среднесуточный выпуск составлял 119 машин, на долю з-да приходилось более 50% всего произ-ва грузовых машин в стране. В выполнении и перевыполнении производств. программ большую роль сыграли комс.-молодёжные бригады (в апр. 1942 их было 18, в кон. 1943 247, а к кон. 1944 599, объединивших 3677 рабочих). За ударный труд в годы войны 1588 работников з-да были удостоены правительств. наград. В апр. 1946 з-ду были переданы на вечное хранение Переходящее Кр. Знамя ГКО, а в дек. Кр. Знамя МГК ВЛКСМ знамя молодёжных бригад в годы войны. В 194648 з-д осуществил реконструкцию, предусматривающую увеличение выпуска грузовиков до 100 тыс. в год. С 1946 начат серийный выпуск легковых автомобилей высш. класса ЗИС-110, над моделью к-рого коллектив начал работать ещё во время войны. За разработку его конструкции А. Н. Островцеву, А. П. Зигелю, Л. Н. Гусеву и Б. М. Фиттерману в 1946 присуждена Гос. пр. СССравни З-д награждён 3 орд. Ленина (1942, 1949, 1971), орд. Окт. Революции (1975), Труд. Кр. Знамени (1944).
Лит.: Наша гордость ЗИЛ. Альбом, М., 1981.
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.